2024-й сулит кардинальные перемены автовладельцам. В течение года в стране намерены разрешить использовать б/у запчасти при ремонте по ОСАГО, ввести свободный тариф по всем договорам «автогражданки» и зафиксировать максимальную цену полиса, убрав тарифный коридор. Намечается также запуск проверки страховки по камерам. Об этом рассказал «Известиям» глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев.
В стране сохраняется проблема нехватки запчастей и их доставки. Прежде нормой считались 2 недели, теперь сроки удлинились из-за усложнения логистических цепочек, и возврата к старым правилам не будет. Не перестанет расти и стоимость деталей для большинства моделей. За год она прибавила 10% в среднем: сильнее – по иномаркам, менее чувствительно – по российским автомобилям.
Параллельный импорт, бурно развившийся с началом санкций, на данный момент слегка стих. Поставка автозапчастей проходит в основном через Турцию, ОАЭ, Казахстан и Китай. Чтобы уладить вопрос дефицита, нужно либо развивать местное производство аналогов, как сейчас пробуют на КамАЗе, либо узаконивать использование бывших в употреблении комплектующих.
Вам может быть интересно:
• С учетом инфляции: раскрыт механизм ежеквартальной индексации пенсий
• Названы устаревшая и модная верхняя одежда
• Похоже на 90-е: россиянам рассказали, когда лучше снять деньги со вклада
• Стало известно, когда НАТО начнет прямую войну с Россией
Вторым вопросом занялся научно-исследовательский институт автотранспорта. К июлю 2024-го он должен предоставить перечень деталей, допускаемых к повторной установке, и пояснения по их технической оценке и классам безопасности. После этого состоятся консультации с Центробанком, Минфином и Минтрансом. Если обсуждения пройдут благополучно, то ставить б/у запчасти разрешат к концу года.
Все еще обсуждается возможность узаконить удлинение максимального срока ремонта по ОСАГО с 30 до 45 дней. Момент злоупотреблений со стороны страховщиков и СТО сохраняет значимость, но на фоне удлинения поставок решение станет, скорее, положительным.
Дорожать ОСАГО не будет, заверил Евгений Уфимцев. С января средняя стоимость полиса даже уменьшилась (-3%) и не превышает 8 тысяч рублей. При этом средняя выплата в ноябре достигла 91,6 тысячи. Без оформления «автогражданки» в стране ездят примерно 7% водителей, или 2,5-3 млн человек. Кое-где их доля равна 10%.
«Мы хотели, чтобы проверку ОСАГО по камерам дорожного движения запустили в 2023 году, однако проект ушел на следующий год. Дальше 2024-го эту задачу уносить уже нельзя, потому что она нацелена на безопасность людей. После запуска системы полисы обязательного автострахования начнут покупать чаще», – спрогнозировал глава ВСС.
Штраф по камерам за отсутствие ОСАГО не превысит 800 рублей в день и будет приходить не чаще чем раз в сутки. Такой шаг потребует корректировок административного кодекса. Проверять наличие полиса будут не у всех, а только у нарушителей. Вопрос, повышать ли санкцию, пока отложен, но уже понятно, что систему наказаний придется пересмотреть, если проверка по камерам не войдет в практику и в 2024 году.
Что касается дистанционного урегулирования через портал госуслуг, запущенного в июле, то популярность приобрела фотофиксация. В прошлом году ее применяли по 4-5 тысяч раз в месяц, теперь – по 800-900 раз в день. Мера хорошо себя показала в решении вопроса о возмещении убытков по европротоколу. Заявление подается дистанционно, через «Госуслуги» и мобильные приложения.
Общий полис ОСАГО для России и Белоруссии должен появиться осенью. Процедурные моменты уже согласованы, но еще не завершена техническая часть. Цена страховки будет зависеть от территориальных рисков, их пока что тоже не закончили рассчитывать. Полис рассчитан на жителей приграничных территорий, которые постоянно ездят в Белоруссию. Для разовых поездок останется краткосрочная «Синяя карта», без изменения цены ОСАГО.
Негативный итог года – максимальная выплата по ОСАГО (400 тысяч) перестала покрывать расходы на ремонт не только новых машин: подорожали и подержанные авто, и запчасти. В новом году рассмотрят увеличение до 2-3 млн рублей в случае вреда жизни и здоровью при ДТП, но в практике такое появится в лучшем случае в 2025-м. ОСАГО тогда будет стоить на 700 — 1 000 рублей дороже.
В марте пройдет пробный запуск коротких полисов ОСАГО с практически свободным тарифом. Исходя из результатов оценят возможность его введения по всем договорам ОСАГО. Кроме того, страховщики продолжат продвигать идею индивидуализации тарифа, когда фиксируется только максимальная цена полиса (25 тысяч), а дальше для каждого клиента устанавливается своя такса. Эту систему не стоит путать с уже действующим тарифным коридором, указал Евгений Уфимцев.