На 36% больше: цены на яйца пересмотрят

яйца продукты магазин супермаркет Из жизни
Коротко и без рекламы - telegram-канал «Социальные новости». Присоединяйтесь!

В Росптицесоюзе встревожились из-за торговой наценки на куриные яйца: она превысила 20%. При этом долгосрочные контракты с сетями заключаются неактивно.

Ассоциация направила запрос в Федеральную антимонопольную службу о возможности установить 10%-е ограничение на ретейлерскую «накрутку». Об этом сообщает РБК.

Конец прошлого года запомнился всем резким скачком цен. В октябре они повысились сразу на 23,9%, что объяснялось сокращением поголовья птицы и ростом издержек производителей в сочетании с дефицитом рабочих рук. В декабре десяток яиц стал стоить 132 рубля (в среднем). В итоге правительство отменило пошлины на ввоз куриных яиц, а Россельхознадзор открыл поставки с турецких птицефабрик.

К середине 2024-го цену удалось сбить до 107 рублей за десяток, но это все равно больше, чем в июле 2023-го, – на 36%.

Минсельхоз и Минпромторг для улучшения ситуации предлагали поставить в приоритет долгосрочные контракты между производителями и торговыми сетями. Они выгодны в первую очередь предприятиям, обеспечивая им планируемую нагрузку в течение нескольких месяцев. С другой стороны, это позволило бы контролировать динамику цен.

На данный момент рынок пришел в относительное равновесие, производство яиц за последние полгода выросло на 4,5%, мяса птицы – на 3,4%. Вместе с тем розничная наценка в июле составила 25,9%, а кое-где ее доводят до 30-35%. Долгосрочных контрактов пока что не становится больше: из 40 крупнейших птицефабрик на них вышли только 30%. Остальные поставляют товар по тендерам со сроками в 1-2 недели.

У Росстата другие сведения. Оптовая цена десятка яиц в среднем составляет 75,3 рубля, а розничная – 106,9. Таким образом, наценка превышает 40%, отмечает исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков.

Дальнейшее развитие событий во многом зависит от готовности ретейлеров к заключению долгосрочных контрактов на условиях, исключающих убыточность птицефабрик. У договоров сроком на 3-6 месяцев есть недостаток: сложно найти устраивающую обе стороны цену или определить степень ее корректировки исходя из роста себестоимости. Но в целом производители согласны продавать торговым сетям до 70-80% продукции, с возможностью нарастить объемы, заявили в Руспродсоюзе.

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев указал, что все соглашения эффективны, только когда их соблюдают. Между тем поставщики в кризис выполняли только 70% заказов, а остальное сетям приходилось закупать по тендерам.

При этом свою часть обязательств они выполняют, а вот закупочные цены не понижаются. В частности, в середине августа яйца категорий С1 и С2 стоили на 39% больше, чем год назад. Чтобы не упали продажи, сети доводили цену до 90 рублей за десяток, то есть ниже средней.

У производителей своя точка зрения. Ограничивать наценки – мера с точки зрения рынка сомнительная. Зато вариант запрета на бонусы сетям от предприятий на фоне роста себестоимости производства вполне рационален. Такой шаг объективно необходим, поскольку сокращает издержки. Законопроект в ФАС уже готов, он прошел общественное обсуждение и скоро отправится на рассмотрение в правительство.

Оцените статью
PNZ.RU