Российский рынок электронной коммерции продолжает стремительно развиваться. По прогнозам экспертов, только за 2024 год он может вырасти на 40%. Сейчас различными маркетплейсами пользуется более 80% россиян.
С популярностью онлайн-шопинга становится все более актуальной тема регулирования деятельности маркетплейсов и других цифровых платформ. Законодательство в этой сфере стало разрабатываться лишь в последние годы, поэтому некоторые проблемы по-прежнему требуют решения.
Долгое время существовала неопределенность в отношении правового статуса интернет-магазинов.
Вам может быть интересно:
• Стало известно, какие записи в трудовой книжке снижают пенсию
• Что нужно, чтобы составить договор дарения?
• В России снова меняются правила выхода на пенсию
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Было неясно, являются ли они цифровыми площадками или традиционными торговыми объектами. Отсутствие четких правил приводило к сложностям как для покупателей, например, сложно вернуть некачественный товар, так и для продавцов.
Для решения этой проблемы подготовлен новый законопроект о платформенной экономике. Его действие распространится на маркетплейсы, сервисы частных объявлений, билетные операторы, агрегаторы такси и другие цифровые площадки.
«Полторы недели назад мы доработали текст документа с Минэком, сейчас свою часть работы завершают органы, ответственные за цифровое развитие, защиту прав потребителей и охрану труда, — рассказал заместитель главы Минпромторга Роман Чекушов.
Законопроект практически уровняет онлайн и обычные магазины. Все товары на маркетплейсах будут подлежать обязательной сертификации, маркировке, станут участниками системы «Меркурий», которая позволяет покупателю проверить качество продукции.
Возврат товаров, приобретенных на маркетплейсах, будут осуществлять по новым правилам.
Сейчас за некачественную продукцию деньги покупателю должен возвращать продавец. Иногда эта процедура затягивается, возникает необходимость в судебных разбирательствах. С принятием нового законопроекта станет действовать иная схема возврата некондиционных покупок.
«За качество товаров на маркетплейсах будут нести ответственность производитель и продавец, при этом покупатель сможет вернуть покупку «через канал приобретения», то есть через интернет-магазин. В свою очередь, маркетплейс, расплатившись с клиентом, будет вправе взыскать деньги с продавца», — объяснил замглавы Минпромторга.
Предполагается, что законопроект об изменении правил маркетплейсов будет внесен в Государственную думу РФ до конца января 2025 года.