Новые электронные квитанции разоблачат коммунальщиков

ЖКУ счетчик Из жизни
Коротко и без рекламы - telegram-канал «Социальные новости». Присоединяйтесь!

Минстрой предложил полностью перейти на электронные документы по расчету платежей за ЖКУ. По замыслу, в них будут отображаться все расходы собственника вместе с показаниями индивидуальных и общедомовых приборов учета и развернутый перечень предоставляемых услуг.

Одновременно снизятся накладные расходы на печать и рассылку бумажных документов и исчезнет комиссия расчетных центров. Такие документы начнет формировать государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Эксперты уверены, что мера задумана не для экономии средств граждан, а для госконтроля за оборотом финансов в системе ЖКХ.

Вам может быть интересно:
• Собственников жилья ограничили в правах
• В магазины вернулась старая схема обмана покупателей на кассе
• Почему у россиян забирают подаренные квартиры
• Стало известно, когда НАТО начнет прямую войну с Россией

«Квитанции, которые приходят гражданам сейчас, содержат данные о потребленных ресурсах и графу с расходами на общедомовые нужды. В этой графе зашифрована сумма за множество предоставляемых услуг, но без конкретики. Чтобы узнать, сколько в месяц стоит, например, обслуживание лифта или уборка подъезда, собственник вынужден вести длительную переписку. При новой системе Минстроя все цифры будут как на ладони, что поможет исключить возможные злоупотребления коммунальщиков», — пояснил юрист Залимхан Магомедов.

Кроме очевидных плюсов, специалисты видят в новой системе минусы. Например, у старшего поколения, среди которого не очень много уверенных пользователей интернета, зато достаточно людей консервативных убеждений, явно будут проблемы.

Кроме того, по словам адвоката Евы Митлиной, бумажные платежки пока еще нужны при спорах с управляющими компаниями или поставщиками ресурсов. Коммунальщики принимают жалобы, если предоставлена обычная квитанция с указанием суммы, которую провел банк. Полная цифровизация возможна только при внесении в закон пункта об обязанности всех компаний в сфере ЖКХ быть подключенными к единой электронной системе — в этом случае все будет прозрачно и любая сверка пройдет за несколько секунд.

На данный момент нет единого стандарта. Квитанции приходят как в бумажной, так и в электронной форме — переход на вторую собственник оформляет сам через «Личные кабинеты» на сайтах ресурсников. К тому же в разных регионах ежемесячно присылают разное количество платежек: в Москве — две (единая за капремонт, содержание и ремонт жилья, газ, воду и отопление, вторая — за электричество), в Ярославле — пять (за газ, горячую и холодную воду, капремонт и электроэнергию), в Пензе может доходить до семи (свет, газ, вода, отопление, вывоз мусора, содержание и капремонт жилья).

Пока что юристы советуют хранить квитанции и чеки 3 года — таков обычный срок исковой давности, в течение которого за защитой своих прав может обратиться как управляющая компания, так и собственник жилья. УК или поставщик ресурсов имеют право потребовать через суд взыскать долги за 10 лет, потребитель — заявить о применении срока давности. Тогда суд будет рассматривать задолженность в пределах только 3 лет, если у гражданина все платежные документы в наличии.

С появлением единого электронного стандарта и банка данных хранить их станет не нужно, но когда это произойдет, пока неизвестно. Минцифры должно сначала протестировать нововведение на платформе ГИС ЖКХ.

Оцените статью
PNZ.RU