Сыр — продукт массового потребления в России. Он в изобилии представлен в торговых сетях, и выбор есть на любой вкус и кошелек. Зачастую потребители, руководствуясь принципом «дешевое — значит, негодное», выбирают сорта подороже и в итоге переплачивают.
Как правило, снижение цены — результат удешевления производства. Оно может быть достигнуто за счет замены молочных жиров растительными немолочного происхождения, уменьшения массовой доли жира в сухом веществе и продукте, использования молока, где качество снижено за счет применения ветеринарных препаратов, и сокращения срока созревания сыра.
Эксперты Роскачества поставили цель определить, можно ли в эконом-сегменте купить хороший продукт, провели исследование по следующим показателям:
Вам может быть интересно:
• Купившие жилье в ипотеку возвращают по 910 тысяч рублей
• Названы три худшие породы собак для домашнего содержания
• Рассчитан размер вклада, который не будет облагаться налогом в 2025 году
• Стало известно, когда НАТО начнет прямую войну с Россией
— наличие фитостеринов (то есть применялись ли растительные жиры);
— наличие антибиотиков (то есть взято ли молоко, подлежащее на самом деле утилизации из-за болезни коров);
— на содержание жира в сухом веществе и массовую долю жира;
— на соответствие заявленной массы фактической;
— на соблюдение требований по микробиологии (то есть на безопасность сырья и условия производства);
— на показатели, маскирующие пороки продукта.
Экспертиза охватила 115 торговых марок полутвердого сыра «Российский« в эконом-сегменте.
Высококачественным признан сыр «Российский» марок «Предгорье Алтая», «Брест-Литовск», «Красная цена» («Савушкин продукт»). Обязательным требованиям отвечал сыр 17 торговых марок, но при этом обнаружились некоторые несоответствия опережающему стандарту качества.
В продукции брендов «Брасовские сыры» и «Надежда» обнаружены растительные жиры, то есть это однозначно фальсификат.
Повышенное содержание антибиотиков показал сыр «Ярче!», а в сыре еще 9 брендов обнаружились их следовые остатки. Следы не считаются критичным пороком: антибиотики могут попасть в результате обработки готового продукта и мест его хранения фунгицидными препаратами, допущенными к использованию. На безопасность и вкус они не влияют, однако их наличие противоречит опережающему стандарту, Знак качества не присваивается. А вот сыр «Ярче!», судя про проценту содержания антибиотиков, сделан из молока, подлежащего утилизации, а не запуску в оборот.
В сырах 25 торговых марок зафиксировано несоответствие массовой доли жира в сухом веществе стандарту сыра «Российский», в числе прочих тут плохо показали себя «Рогачевский МКК» и «Сыродел». При этом 6 производителей ориентировались на ГОСТ, а прочие — на собственные нормативные документы. Покупателям стоит обратить внимание, что если на упаковке указана массовая доля жира в сухом веществе 45%, то сыр уже не «Российский» (по ГОСТу должно быть 50%). Например, для «Российского молодого», который изготавливается по другому стандарту, характерно как раз 45% жирности. Производитель «Сармич« указывает на упаковке «Российский особый» (и у него заявленные 45% соответствуют истине), а «Ичалки» — «Российский экстра« (фактически доля жира чуть выше — 48%).
Заявленная масса соответствует фактической у всех взятых на исследование образцов.
Микробиологические показатели — свидетельство соблюдения санитарных требований на производстве. Для удешевления продукта могут применяться не самые эффективные средства дезинфекции оборудования и инвентаря. Так, в продукции «Круглый год» и «Навруз» нашли кишечную палочку, то есть здесь имеет место прямое нарушение требований законодательства. Бактерии той же группы могут оказаться при упаковывании продукта, при нарушении температурного режима при хранении уже в магазине.
Нитраты и нитриты в сыроварении применяют для профилактики развития нежелательной микрофлоры, и если их не больше, чем того требуют стандарты, продукт вполне безопасен. Но в сырах «ЗМК», «365 дней», «Ува-Молоко» и Metro Chef этих присадок больше, чем позволяют нормативы. Эксперты допускают, что такое связано с наличием нитратов в кормовых добавках, готовый продукт будет уже сомнительным.
В продукции 25 брендов есть несоответствия по органолептическим показателям, то есть она имеет пороки вкуса, запаха, консистенции, цвета и рисунка. Особенно отличились «365 дней», «Рогачевский МКК», «Ярче!», «Элитные сыры Горного Алтая», «Навруз» и «Сыродел». У сыра «Надежда» консистенция слишком пластичная, вкус чрезмерно соленый и нетипичный запах, рисунка, то есть «глазков« неправильной формы, вообще нет, к тому же прочие анализы показали, что он фальсифицирован. Metro Chef обладает затхлым запахом. Неравномерное окрашивание имеет сыр «Круглый год», а у «Радости вкуса» чрезмерно желтый цвет — результаты применения некачественных красителей и несоблюдение норм их внесения.
Таким образом, исследование показало, что в массовом сегмента вполне можно найти сыр достойного качества и вкуса, а низкая цена — не всегда знак фальсификации.